experiment8or: (Default)
[personal profile] experiment8or
Я хочу о праздниках и цветочках, а тут это. Я не верю, что человек может задавать такой вопрос серьезно - "а правда ли, что в советском союзе черная икра продавалась бочками и стоила копейки?" Это что, в порядке издевательства? Неужели всем начисто и быстро отшибло историческую память?

У меня есть унизительнейшее воспоминание о том времени. Зима 90-91 года, в Москве абсолютно нечего жрать, ну то есть вообще. Какая-то то ли блокада специально, то ли просто развал снабжения во времена мировых потрясений. Я уже очень беременная и на работу больше не хожу: далеко моя работа, четыре вида транспорта, а зимой автобусами с огромным пузом не наездишься.

Но я не сижу дома: с утра до ночи я стою в очередях. Мне все равно, за чем очередь - продукты, носки по талонам, наволочки или мыло - я стою в очереди часами. Это полезно для здоровья, потому что очередь на улице: чем бесцельно гулять, можно дышать с пользой чистым морозным воздухом.

Я жутко, нечеловечески голодная. Живот высасывает из меня все соки, которых у меня тогда было мало. Самое ужасное - мне хочется мяса, все время хочется мяса. Известно, что беременные чудят, но я превратилась в  супер-чудило: с раннего детства будучи упрямой вегетерианкой, в беременном состоянии я возжелала мяса в любом виде - суп, антрекот, котлета. Душу продать могла бы за кусок мяса. Видимо, растущему ребенку требуется белок. Но мясо как раз исчезло из продажи начисто.

Вот за мясом я как раз и стою. Вернее, не вполне за мясом, а за суповыми наборами из курицы. Помните суповой набор - косточки без мяса? Я торчу в очереди на морозе, потому что сейчас мне достанется нечто, из чего можно сварить бульон. Сзади меня в очереди другая беременная, моего возраста, только животик у нее побольше.

Очередь уже зашла в магазин и рывками двигалась к прилавку. Продавщица вытаскивала из подсобки лотки с суповыми наборами и швыряла их в прилавок-холодильник. Люди кидались, как голодные собаки, хватали, что могли, и выдирались из очереди, которая мощно перла на них.

На меня не напирали, очередь, состоящая из одних женщин, как-то охранительно сгруппировалась вокруг нас, двух беременных. Нас ближе и ближе подносило к прилавку. Вот уже точно, сейчас нам достанется из этой заброски. Открывается дверка, летят лотки и мощной волной меня выносит к прилавку. Я тянусь за этим вожделенным мясом - о боже, что это?

От тошнотворнейшей гнилостной вони у меня останвливается дыхание и подкатывают рвотные позывы. Это не мясо и даже не суповой набор. Под пленкой желтые голые куриные косточки, и в кровянистой жиже плавают омерзительные сгнившие потрошка, ошметки жира, какие-то кишочки буро-зеленого цвета в последней стадии разложения. Я болтаюсь у прилавка, к которому так стремилась, и чувствую, что меня сейчас вырвет прямо на товар. Женщины вокруг меня хватают склизкие отбросы - зачем? это же давно сгнило, разве можно есть эту вонючую падаль самой и кормить этим детей? Почему это под видом мяса продают людям?

Давясь от рвоты, я вылезаю на улицу, хватаю снег и растираю им лицо. Рядом со мной другая беременная, нас обеих тошнит. Мы незнакомы, но мы обхватываем друг друга, прислоняемся друг к другу, чтобы не отключиться. В ноздрях застрял запашок разложения, и мы страемся поплеваться и просморкаться. Мы обе понимаем, что с нами чуть не случилось страшное, но нам повезло, мы отшатнулись от черты, отделяющей человека от падальщика.

Потом мы вместе идем с этой незнакомой беременной, она меня провожает, чтобы я не упала. Мы идем, взявшись за руки в варежках, и дико хохочем, истерически, до слез, до спазмов ржем во всю глотку. Ветер продувает насквозь, несется метель, и две запорошенные снегом беременные молодухи в дутых пальто, замотанные в платки поверх шапок стоят в сугробе, уцепившись друг за друга, и хохочут.

ПС Мой сын вырос жутким мясоедом, видимо, недополучил во младенчестве.  А у меня всякое желание есть мясо пропало и никогда не возвращалось. Когда я смотрю на московских детей урожая того голодного девяностого-девяносто первого года, они низкорослее и мельче других, которые родились до или после. Да и учебные успехи у них похуже. Недокормили мы их в утробе, наша вина.

Date: 2013-01-17 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
Мои воспоминания относятся примерно к тому де времени, денег нет, жратвы нет, я беременная, а коллега из отпуска, с Каспия привез трехлитровую банку икры, которую весь отдел ел ложками - а я не могла беременная на нее смотреть :)))

Date: 2013-01-17 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
вот, любим мы, беременные, чудить себе в убыток

Date: 2013-01-17 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Черной икры я очень давно не видела. В 90-91 году я тоже была беременная, но тогда-то понятно, что еды не было. Люди наверное где-то про 70-е годы думают, что там была икра. А там даже анекдоты были про отсутствие икры, но не икра.

Date: 2013-01-17 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
я вообще не понимаю, что делается в голове у людей
Тогда не то что черной, баклажанной икры было не достать.

(no subject)

From: [identity profile] annakirspb.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] marina-less.livejournal.com
Девяностые это уже развал союза, вообще было голо, и, да, я тоже было беременна в 90м :)
но и в 70-80 было плохо, там где жила я были талоны, а куда уехала учится в 84, еды не было, как жили - непонятно :)

Date: 2013-01-17 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
да, не понимаю, как люди ели, в Москве хоть с очередями, но что-то было, а в провинции вообще ничего

(no subject)

From: [identity profile] lm644.livejournal.com - Date: 2013-01-17 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-17 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lm644.livejournal.com - Date: 2013-01-17 06:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] elen123.livejournal.com
Про икру это легенда 50-х.
А 90-е - это уже не СССР, это уже сегодняшняя банда.

Date: 2013-01-17 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Девяностый год и значительная часть 91-го - это именно СССР.
Во второй половине 90-х икру как раз вполне можно было купить, только плати.
Edited Date: 2013-01-17 06:20 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] elen123.livejournal.com - Date: 2013-01-17 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com - Date: 2013-01-17 06:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marina-less.livejournal.com - Date: 2013-01-17 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com - Date: 2013-01-17 07:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elen123.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:16 am (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Юля, есть такое сообщество soviet_life, там часто бывают посты о том, как хорошо жили в СССР. На полном серьезе. И всегда бывает очень много комментариев. Люди вспоминают с дикой ностальгией и сожалеют об ушедшем счастливом времени:). Я уже давно поняла, что спорить с такими бессмысленно. Тоже помню это время, действительно - есть было почти нечего. На талоны "выбрасывали" вареную колбасу и ели её. Это было ужасное время.

Date: 2013-01-17 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Я там пока только фотографии смотрела, в том сообществе. Обсуждений таких не видела. Но я его не так давно читаю.
А многим людям и правда было вполне неплохо - колбаса в столицах была (НЕ в конце 80х, а скажем года до 1986-го), а всякие общие вопросы их не интересовали.

(no subject)

From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com - Date: 2013-01-17 08:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com - Date: 2013-01-17 08:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com - Date: 2013-01-17 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-17 06:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] chuchuna.livejournal.com
Помню где-то в 70-х, вернувшись из-за границы, испытала шок от картинки: идет мне навстречу женщина, прижимая к груди пласт замороженной рыбы, еле прикрытый серой бумагой. Тогда независимо от размера покупки для упаковки давали одинаковый квадрат бумаги.
А еще помню такое же шоковое у нас на Войковской в магазине Продукты. Там была витрина от пола до потолка, и срез прилавка тоже был виден через стекло с улицы. Так вот за прилавком на полу лежала груда сосисок, продавщица тянула эту гирлянду и упаковывала "два кило в одни руки". Народ давился за этим дефицитом и на такие мелочи, как антисанитария, внимания не обращал, досталось бы, а то ведь можно час в очереди и зря простоять.
Мерзость - другого слова для этих воспоминаний у меня нет.

Date: 2013-01-17 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
именно - мерзость
каждодневное унижение человека

Date: 2013-01-17 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] anoushe.livejournal.com
Господи, ужас какой. Меня аж мутить начало.
Как же это страшно и унизительно. Мне тут буквально на днях несколько товарищей пытались доказать, как в совке было хорошо и душевно. Хороший контраст. И как раз вовремя.

Date: 2013-01-17 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
гадость, да? А ведь провиниця так жила постоянно. Честно нахваливать то время могут или те, кто там никогда не жил, или очень старые люди, у которых уже склероз. Все.

Date: 2013-01-17 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] kilativ.livejournal.com
Дааа.... Начиная с года 88 начался жуткий развал, но это уже был не совсем СССР, надо честно сказать. Вот в году так 1984 такого не было, хотя очереди и дефицит присутствовали. СССР - отнюдь не заокраинный Валинор, но и не ужас-ужас.

Date: 2013-01-17 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] lm644.livejournal.com
Это они в столицах присутствовали, очереди и дефицит. В провинции в магазинах мяса не бывало никогда. Ну, кефир и булочки бывали, если повезет, это да.

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-17 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lm644.livejournal.com - Date: 2013-01-17 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kilativ.livejournal.com - Date: 2013-01-18 02:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lm644.livejournal.com - Date: 2013-01-18 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kilativ.livejournal.com - Date: 2013-01-18 11:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] granny1999.livejournal.com
Времена и в союзе были разные.
Я не могу забыть и простить, когда в 1977 году отстояла впустую около часа с тяжело больным ребенком на руках в очереди на пл. Льва Толстого, где в ларьке продавали сосиски. Сосиски закончились перед нами. Я жалко попросила одну сосиску у впереди стоящей - для ребенка. На что услышала злобное - "специально детей таскают, чтобы урвать". Сосиску мне никто не пожертвовал (не бесплатно). Если бы не трехлетний ребенок, с тяжелой онкологией, я бы заревела прямо там, но при нем было никак нельзя. Пришлось ему сочинять сказку про не очень хорошие сосиски и про то, чем мы их заменим.
Но я хорошо помню и времена своего детства и ранней юности, когда в гастрономе на той же площади можно было выбирать, зернистую или паюсную икру мы купим, развесную или в баночке. А банка с красной икрой, залитой растительным маслом, стояла у нас в междверном промежутке. Только потом я узнала, что совсем не все могли себе позволить такие покупки.

А в более ранние года, в 1957-58, живя в городе Боровичи, мы радовались, когда в военный городок привозили очень красную колбасу с сильным чесночным запахом, которую мы называли "собачья радость". Других колбас там я не видела. А когда дедушка прислал нам посылочку с мандаринами, и я приносила их в школу, мы делили их на дольки, сегодня для одних одноклассников, завтра - для следующих. Никто из них раньше мандарины не пробовал.

В середине 60-х в обычном магазине на Большом проспекте еще был громадный выбор колбас и сыров, который к концу 60-х куда-то совсем пропал. То есть, в Питере и в Москве в магазинах было почти все, что демонстрировалось на иллюстрациях знаменитой кулинарной книги. (Потом мы смотрели на картинки и вспоминали, какой вкус был у того или иного продукта мясо-молочной промышленности.)
В 60-тые бутерброды с черной икрой продавались в театральных буфетах и в государственные праздники во время демонстраций на центральных площадях. В обычных магазинах её уже не было.
Но в те же годы в поселках Ленинградской области, куда мы попали в студенческие годы, в Псковской, где жили родители моего мужа, на прилавках была килька в томате и тресковая печень, которая в те годы еще не стала деликатесом. И малосъедобный хлеб (по вкусу из отрубей и комбикорма), макароны и карамельки.

К слову. В голодные 90-е наших кота и пса мы кормили кашами с небольшой добавкой чего-нибудь мясного. В один прекрасный день, на даче, кот принес мне кусок аккуратно отрезанной рыбы, сантиметров 6-7 шириной, и торжественно передо мной положил, повернулся и ушел, решил меня подкормить. Я так и не смогла выяснить, у кого он его украл.

Так что и времена были разными, и воспоминания у нас разные, но наличие черной икры в бочках в обычном магазине никак и ничего не говорит о жизни в те времена.

Date: 2013-01-17 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Спасибо вам большое за такой прекрасный комментарий. Его бы отдельным постом вывесить, чтобы учились.

Особенно потряс меня ваш кот - ведь зверь бессловесный, а понимает.

Точно так же было с моей мамой, которая в Москве стояла за плавленым сырочком по талону и просила продавщицу отпустить ей еще один сырок по моему талону, потому что "дочка беременная и прийти не может". Продавщица не дала сырок, "пусть ваша дочка сама придет". Унижение человека было каждодневным, и мы все несем эту печать пожизненно.

Скажите, а ребенок ваш встал на ноги после болезни?

(no subject)

From: [identity profile] granny1999.livejournal.com - Date: 2013-01-17 08:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-17 08:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] granny1999.livejournal.com - Date: 2013-01-17 08:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] granny1999.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kotoshka.livejournal.com
Я очень люблю Вас, Ваш блог, но не могу не обратить внимание, что Ваш рассказ не про СССР - про начало 90-х.
Это уже не СССР.
С Горбачева считать - уже не СССР.
Это Плоды Перестройки.
Многие путают те времена.
И представляют жизнь в СССР по горбачевско-ельцинским временам.

Date: 2013-01-17 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Плоды конечно. Свобода слова еще есть, а еда уже кончилась.
Но это нам, москвичам, такое принесла перестройка. А провинция так жила всегда.

Date: 2013-01-17 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] andanton.livejournal.com
Ну, речь же идет все-таки про Советский Союз, а не про полный развал империи. Была черная икра, пусть не в магазинах повсюду, так хоть в заказах. Мы ели ее не так чтобы очень часто, но бывало. Стоила... сколько же она стоила? надо у мамы спросить. Не безумные деньги, это точно. Не так, как сейчас. Сейчас я даже подумать о такой покупке не хочу.

Наша память коротка.

Date: 2013-01-17 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Да разве в икре дело? Это же статусный символ. По мнению молодого и наивного, раз есть икра, само собой разумеется, что есть к ней масло. А это совершенно не так.
Людей в провинции жалко, они всю жизнь так прожили, без еды в магазинах.

(no subject)

From: [identity profile] andanton.livejournal.com - Date: 2013-01-17 07:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andanton.livejournal.com - Date: 2013-01-18 02:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-18 06:16 am (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
не... ну это ты уж несколько сгущаешь краски... мяса, правда, зимой 90-91 гг в Москве не было... но не до такой же степени... впрочем, беременным не был, не знаю.

Вспоминается такая история... Весной 90-го, как раз накануне той зимы, я отбыл на стажировку в Швейцарию. Мои roommate-ши, наслушавшись ужасов про нехватку еды в Москве как-то сказали мне "не говори нам, что все в порядке! у вас там голод. вот прямо сейчас звони в Москву и спрашивай, что твоя жена и сын ели сегодня на обед". ОК, звоню и даю отчет: ели головы кальмаров (был такой продукт полуголодных лет, если кто помнит). Roommate-ши успокоились.

Вообще как известно на Западе продовольственные проблемы в СССР всегда воспринимались "либо как тотальный голод, либо как временные перебои в поставке свежих омаров". То что реально имело место в головах не укладывалось, как не укладывается в головах у современной российской молодежи.

Date: 2013-01-17 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Это я ...ммм... сгущаю? Т.е неправда это?
Каждое слово здесь правда. В центре Москвы еще с очередями были какие-то продукты. На очень дальних окраинах - шаром покати.
Кальмара мы тоже жарили, очень вкусно получалось, муж наловчился его готовить. Правда если сказать "едят calamari", то это одно, а если сказать, squid - совсем другое.

(no subject)

From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com - Date: 2013-01-17 07:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com - Date: 2013-01-17 11:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2013-01-18 06:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com - Date: 2013-01-18 09:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-heldge.livejournal.com
В 1990-м те российские регионы, что ныне себя презентуют как недооцененный гарант "продовольственной безопасности России" в одночасье приняли региональные законы о запрете вывоза продовольствия за пределы области. Соответственно, вся система снабжения Москвы, Питера и других крупных городов зимой 1990-1991 годов развалилась (за исключением того что удавалось собирать на территории окружающей области и покупать в кредит заграницей). Я помню, как к нам из богатого Киева возили несъедобные, правда, колбасы.
Но был правда и другой вариант - за примерно двойную-тройную от государственной цену покупать что то в "ночных" - коммерческих магазинах. Водка и минимальная закуска там была. У нас такой был рядом с ныне зачахшим универмагом "Таганский".

Date: 2013-01-17 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Спасибо за толковый комментарий, помню, что причина была в какой-то блокаде.
У нас на очень дальней окраине никаких коммерческих магазинов не было, да и вообще по-моему, они появились позже.

Date: 2013-01-17 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] lm644.livejournal.com
Та зима была... да... Моей старшей было три года - я за молоком на морозе выстаивала по три часа с бидончиком...

Date: 2013-01-17 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
да, точно, отец в пять утра шел в очередь с бутылкой для подолнечного масла

Date: 2013-01-17 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] annakirspb.livejournal.com
Я не верю, что человек может задавать такой вопрос серьезно - "а правда ли, что в советском союзе черная икра продавалась бочками и стоила копейки?" Это что, в порядке издевательства? Неужели всем начисто и быстро отшибло историческую память?

Да почему же издевательство? Черная икра продавалась, но в 60-е, красная точно продавалась на вес из бочек, мама мне рассказывала. А этот юзер тогда еще не только не родился, но даже запроектирован не был. Поэтому вполне может и не знать, и не верить.
Какая у него может быть историческая память в этой ситуации, если он родился в середине 80-х? Если бы он задавался вопросом - какова была жизнь в 90-е, когда он по возрасту уже соображать кое-что должен, тогда да, издевательство. А это-то просто от незнания.

Date: 2013-01-17 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Невежество жуткое
боюсь даже подумать, что автор знает о второй мировой войне по причине ее исторической удаленности. Типа птеродактили в небе сшибали фашисткие дельтапланы под Сталинградом, что ли?

(no subject)

From: [identity profile] annakirspb.livejournal.com - Date: 2013-01-17 09:42 pm (UTC) - Expand

про икру и в целом

From: [identity profile] ta86.livejournal.com - Date: 2013-01-19 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com - Date: 2013-01-17 11:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] annakirspb.livejournal.com - Date: 2013-01-18 12:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com - Date: 2013-01-18 12:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] annakirspb.livejournal.com - Date: 2013-01-18 12:52 am (UTC) - Expand

Date: 2013-01-17 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] zinina-galina.livejournal.com
Мы относительно спокойно пережили это время - выдавали талоны - на продукты и промышленные товары, на территории института - отличные столовые.
А это не по теме поста
Зима в Норильске
http://trasyy.livejournal.com/1040554.html

Date: 2013-01-18 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
опять же, припал к распределителю - тот пережил.
а у нас тоже зима, только супротив норильской ей никуда (см мой следующий пост)

Date: 2013-01-17 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] irka-hole.livejournal.com
Специально сидела вычисляла - нас возили на экскурсию в Москву на каникулах осенью 90 года. Поселили в гостинице недалеко от метро "Рижский вокзал", а кормили в столовой в районе Курского вокзала. Как-то я пошла прогуляться в направлении Останкинской башни и где-то в часе ходьбы увидела, как из магазина выходят люди с молоком "в пачках", у нас такого никогда не было, я зашла и купила, и еще батон хлеба - все без очереди. А больше ничего в магазине не помню, наверное, ничем от нашего не отличался. А вот когда возвращалась, на подходе к гостинице несколько людей спросили, где я купила молоко, а я понятия не имела где :( Наша учительница как-то вечером пошла в ближайший магазин купить поесть, а там была только красная икра в банках по немыслимой цене. Она спросила какую-то пожилую женщину, где можно купить хлеба, на что та ей ответила: "Э-э-э, дамочка, это вы моногого захотели..." В буфете гостиницы цены были такие, что даже не запомнились из-за их астрономичности :( А еще ели кооперативное мороженое на Арбате - гадость. И вообще вся кооперативная снедь была дорогая и малосъедобная, я по неопытности накупила разноцветного зефира "на гостины", а его есть оказалось невозможно :(
Вот и все, что я помню про ту "продуктовую" Москву :(

Date: 2013-01-18 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
да! да! как живая картинка стоит! -"Вы много хотите"

Date: 2013-01-18 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] cytherella.livejournal.com
Я тогда в школе училась. Помню была гуманитарная помощь в виде тушенки и сухого молока. А еще мы тогда собаку завели, можно сказать, что все вместе эту тушенку ели:)

Date: 2013-01-18 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
точно! тушенку мы подьели, а сухое молоко - нет, несьедобно

Date: 2013-01-18 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] vespro.livejournal.com
Тогда я в первый и последний (надеюсь) раз подралась. Лизе было года три-четыре, и мы в огромном пустом магазине искали, что купить. И тут в другом конце "выбросили" сосиски. И какая-то тетка, отшвырнув моего ребенка, за ними ломанула. Лизка отлетела метра на два, и ударилась головой о железные тележки. Вот тут со мной случилось НЕЧТО. Я бросилась не к орущему ребенку, а на эту бабу...

Если честно, не помню, что я делала. Очнулась я на улице с ревущим ребенком и пакетом сосисок. Сосиски Лизка потом ела по одной в день, и это было страшно здорово, потому что дома была только картошка.

Date: 2013-01-18 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
У вас правильные инстинкты насчет ребенка, как вижу.
Но до какого озверения дошел народ в то время. Очень отличает наших людей за рубежами родины именно эта взведенная в каждом чека.

Date: 2013-01-18 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] amsmolich.livejournal.com
Да, у меня тоже тяжелые воспоминания об этих трудных временах. Писала в позапрошлом году о 91-м годе, если будет время и желание, то можно здесь посмотреть http://amsmolich.livejournal.com/19256.htm

А что касается икры, то да - она продавалась в огромных банках. Я хорошо помню, что в Ленинграде на Загородном в гастрономе где-то до 65-67 года она всегда была в продаже. Паюсной не было там никогда, а зернистой сколько угодно. Ещё продавали семгу и осетрину по 5 рублей за кг (минтай стоил 40 коп за кг и казался очень вкусным). Ещё нам в детском саду на все праздники давали бутерброды с красной икрой, но некоторые дети её не ели, потому что не знали что это такое.
Ещё очень хорошо помню другой гастроном на Загородном против Витебского вокзала. По выходным приезжали люди не только из области, но и из Новгорода за продуктами, сыром и колбасой. Тут уж не до икры. Там у них масла сливочного не было никогда.
У одной нашей родственницы в деревне в Тверской пенсия в 84 году была 12 (двенадцать) рублей. Всю жизнь в колхозе проработала. Но если бы она отказалась от усадьбы для сенокоса (примерно 40 соток), то тогда ей бы подняли пенсию до 24 рублей. А как в деревне без коровы и огорода выжить?
Унизительно, что крестьянам ещё в 70-е годы не давали паспорта, и это не в глубинке, а всё в той же Тверской. А если хотел выйти из колхоза, то трудовой стаж обнулялся. А если в колхоз не вступать, то не продадут дрова на зиму.
Унизительно, что были магазины типа «Березка» куда простых аборигенов даже на порог не пускали, отдельные магазины и поликлиники для сотрудников райкомов партии.
В общем ещё долго можно перечислять всю мерзость.

Date: 2013-01-18 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Спасибо за такой подробный комментарий. Витебский вокзал, да, помню. И ведь все это воспринималось как должное, как единственно возможная реальность.

Date: 2013-06-09 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] robozavr.livejournal.com
Зато когда детям 1991 г.р. пришло время идти в институт, оказалось, что даже в престижные ВУЗы нет конкурса - сказалась демографическая яма 90-х годов. Внутриутробный дефицит белка был компенсирован свободными местами в институтах.
P.S. Читаю Ваш журнал сегодня весь день, давно мне не попалось таких интересных журналов! :)

Date: 2013-06-09 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
(спасибо и добро пожаловать!)
ну это не дефицит белка, это дефицит детей

Profile

experiment8or: (Default)
experiment8or

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415161718 1920
21222324252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 13th, 2026 09:34 am
Powered by Dreamwidth Studios