experiment8or: (Default)
[personal profile] experiment8or
Все уже посмотрели Чернобыль?

Ну и я скажу. Мне фильм не понравился.

Хороший ли это фильм? Да, хороший. Он хорош тем, что он фильм. Чернобыль уже забыли, а ведь это событие историческое, на нашей памяти произошедшее, надо зафиксировать память, пока живы свидетели. Сколько ни написано о Чернобыле - нынешнее поколение читать уже не будет. Это другая цивилизация: смотрят, а не читают. Слово надо переложить в картинку, чтобы зарегистрировалось в массовом сознании.

Фильм снят с  большой симпатией к советским людям, "русским". "We are Russian. Sacrifice is in our blood". В наше время, когда русские исполняют исторические роли коварных врагов, за это отдельное спасибо.

Декорации того времени воссозданы с необыкновенной точностью: обшарпанные стены, маленькая кухня, машиный зал атомной станции, одежда , роговые очки, столы, бумаги, пресс-папье, детское одеялко, сковородки, занавески, две буквы на номере военной машины (на гражданской трехбуквенный номер), осмысленные надписи на русском языке, а не на голливудской тарабарщине, даже обручальное кольцо на правой руке.

Старый советский город, да, мы так жили, вот оно, родное, все свое. Конечно, слепок той жизни сделан украинскими консультантами. Хотя прошло 33 года, но советская антлантида пошла ко дну со всем скарбом, и воссоздать ее не так просто. Декорации практически безупречны.  Не будем придираться к деталям.

События воссозданы достаточно точно, согласно многочисленным документальным источникам. Все так и было. Картинка в телевизоре совпадает со старыми фотографиями.  Лица актеров похожи на лица их героев. Актеры играют очень хорошо, та же Хомюк, Легасов; Щербина очень точен. Людмила изумительная, она играла княжну Марью в британской Войне и мире. Опять же не будем придираться к деталям событий, в кино всегда надо добавить драматизма.

Декорации расставлены, события расписаны по минутам, актеры вошли в кадр. И что получилось? Получилось как всегда. Получился вестерн с фильмом ужасов.

Они нас не поняли.

Они не поняли ментальность советского человека: почему люди делали то, что они делали.  Они не поняли, что у нас внутри. Не могут авторы при всех симпaтиях к советским людям осмыслить реалии того времени, не могут выйти за пределы шаблона.

Советская система держалась на четырех опорах: лжи, страхе, "авось" и "надо". На том стоим. Они не поняли, как работает система.

Обличая советскую систему лжи, авторы фильма нам лгут. Хотя это даже не ложь. Это просто неправда. Не нужны были автоматчики в каждом кадре, угрожающие шахтерам и ликвидаторам. Не нужно, чтобы зловещий начальник КГБ в черных очечках давал Легасову прямые инструкции врать, запихивал его в машину и угрожал ему, заперев в подсобке судебного здания.

Ничего этого не было. Система работала сама, все катилось как по маслу. Мы были советские люди. Кто же на Плюке правду думает! Система жила у нас внутри. Жванецкого надо было им читать, чтобы понять нас.

Не мог Щербина угрожать Легасову сбросить его с вертолета, если Легасов не обьяснит как работает атомный реактор. Не грозил Щербина застрелить в вертолете Легасова. Не было этого, чтобы на каждом шагу в 1986 году  "застрелю", "застрелят!", "уже застрелили". Западным авторам кажется, что лгать, как лгали тогда, можно только под дулом автомата.

Дятлова сделали главным злодеем, а он-то делал все по-инструкции, но какой же болван у нас инструкции читает!

Нет в фильме движения народных масс, фильм безлюден, только трое - Легасов, Щербина и приблудная Ульяна Хомюк решают все. Но это была всенародная беда, а  не двое кабинетных ученых, там было много людей, это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.  Когда показан простой народ, солдаты, местные жители - это гораздо правдоподбнее, массовка местная, они даже двигаются иначе, чем западные актеры.

Кстати, эта Хомюк  - еще одно живое свидетельство, что они нас не поняли. Не могла женщина в те времена быть ядерным физиком. По крайней мере, на такую специальность в учебных заведениях женщин не брали. Радиохимиком быть могла, а физиком - нет. Но авторам нужна в кадре женщина-герой ученый, как же без нее в наше время. Хомюк болтается под ногами, попадает в такие места, куда впустить ее никак не могли, а на совещании у Горбачева вдруг выступает с докладом. Кто ее туда пустил бы на пушечный выстрел? Это же Голливуд, "День независимости", ученый спасает мир от инопланетян. Потом зловещее КГБ запирает Хомюк в тюрьму, Легасов вступается, КГБ выпускает ее из тюрьмы..

Легасов и Хомюк ведут длинные патетические разговоры о добре и зле, о правде и лжи. Воображаемая Хомюк взывает к его совести - в лучших голливудских традициях. Сентиментальные и нелепые разговоры о том, что такое хорошо и что такое плохо. Обличительная речь в зале суда - с присяжными - (это еще откуда?)- по канонам бесчисленных американских теледрам.

А уж зловещие слова глав-КГБ, обличающие Легасова, что он замаран, как и все: " Вы препятствовали продвижению еврейских ученых в институте Курчатова!" - просто смех. Откуда возьмутся евреи в институте Курчатова?

Когда нет украинских консультантов, авторы наворачивают дичайшую чушь.  Легасов со Щербиной зачем-то стоят на высокой пустой крыше здания, как Воланд со свитой, как Нео с агентом Смитом. Заседание политбюро(?) в Москве просиходит в комнате с колоннами из индийской гробницы - неописуемый стиль "в цветуечек". Во всю стену висит огромнейшая картина "Иван Грозный убивает своего сына". Под картиной совещается Горбачев с товарищами. Юный курносый оператор "лунохода" по фамилии Джугашвили, на него покрикивают "что там у тебя с машиной?" По-моему, если бы не украинские консультанты, весь фильм был бы такой нажористой клюквой.

Но нам нравится, мы смотрим, мы видим всю нелепость - но нам нравится. Чернобыль у нас внутри, поэтому даже слабый фильм дает нам мощнейшую волну воспоминаний. Пусть мы не верим, - ну и что!  Кино просто повод. Мы смотрим свое кино, проецируя все, что мы знаем и помним, на телеэкран, где показывают триллер с элементами хоррора. Мы советские люди, и это действительно было с нами.

Жалко, что весь мир будет знать о Чернобыле по этому карикатурнo-двумерному фильму, но тут уж кто первый снял кино, тот и нaпишет историю.




Date: 2019-06-05 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Кино (https://www.livejournal.com/category/kino), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.

Frank,
LJ Team

Date: 2019-06-05 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Ну, кроме американцев никто не сподобился до сих пор снять фильм на эту тему

Date: 2019-06-05 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
вообще-то фильмы были, но это ХБО, качество лучше, публики больше

Date: 2019-06-05 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Фильм не смотрела, но (осуждаю!) представляю примерно. Посмотрю непременно при случае. Превентивно не буду к нему строга - кто ж виноват, что непосредственно на местах событий на более-менее правдивое кино "про это" ещё никто не замахнулся (места событий - это, понятное дело, не только Киев, но и Москва). А от Голливуда с его готовыми схемами и мифологемами, чего ещё ждать, кроме - "я его слепила из того, что было..." Это я не в упрёк, если что - каждый слышит, как он дышит. И за то, что за океаном за чернобыльскую беду кто-то ещё "дышит" по-любому - респект.
Отдельное спасибо за точную формулировку на предмет четырёх столпов: ложь, страх, "авось" и "надо". Буду цитировать при случае, если не возражаете.

Date: 2019-06-05 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Конечно, цитируйте, это мысль всеобщая. Посмотрите фильм, он неплохой.
Что меня рассмешило в самый патетической момент: когда кгбшник запер Легасова в кухне? подсобке? - и перечисляет его прегрешения, что он замаран, как и все вокруг. "Это ты препятствовал карерному продвижению евреев в институте Курчатова?", - тут мы с мужем одновременно заорали "откуда в институте Курчатова евреи?"

(no subject)

From: [identity profile] vsatman888.livejournal.com - Date: 2019-06-05 06:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-06-05 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nick-55.livejournal.com - Date: 2019-06-10 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-06-11 03:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nick-55.livejournal.com - Date: 2019-06-11 10:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2019-06-05 09:39 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-05 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] taj-beck.livejournal.com
Очередной диванный "киноман", лично присутствующий на тех событиях, решил хайпануть.

Date: 2019-06-05 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
в бан иди, бот

Date: 2019-06-05 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] misham1978.livejournal.com

Ну это лучше чем црушники-диверсанты взрывающие 4блок

Date: 2019-06-05 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
бесспорно

Date: 2019-06-05 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
В фильме советские ликвидаторы и ученые показаны героями. Но холопам не нравится все равно - там ведь нехорошее КГБ и мудаки из КПСС. А это непростительно - чувства холопа оскорблены. Да и про правду и совесть - это ужасно, конечно. :)

Сами такие рецензии - замечательный диагноз полной моральной деградации.

***Не мог Щербина угрожать Легасову сбросить его с вертолета

А ничего что это художественный фильм. В котором всегда будет вымысел и какие-то преувеличенные моменты для драматизма? Ты еще к стеклопакетам придраться забыл.
Edited Date: 2019-06-05 06:22 am (UTC)

Date: 2019-06-05 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
"холопам" - это вы мне? Моральная деградация - это тоже мне?
Сейчас милиция разберется, кто у вас холоп.
А вам советую в пьяном виде камменты не постить.

Date: 2019-06-05 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] vsatman888.livejournal.com
Вы знаете но то что Вы написали лучшая рецензия что я читал
И да нельзя понять извне СССР менталитет советского человека , и когда уйдет наше поколение, эти 70 лет и эта страна останется для потомков непонима5мой , даже если они изучат наиз3сть всего Жванецкого ..

Date: 2019-06-05 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Спасибо, еще Маша Гессен напислала хорошую рецензию о том что неправда - это все-таки ложь.
боюсь, что вы правы: советская ментальность уйдет вместе с последними ее носителями.

(no subject)

From: [identity profile] virginian.livejournal.com - Date: 2019-06-05 05:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tenev1.livejournal.com - Date: 2019-07-17 01:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-07-17 03:10 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-05 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] savushkina55.livejournal.com
При всех недочетах, создатели максимально правдиво отразили реальные события и именно поэтому столько визга со стороны разного рода псевдопатриотов и платных пропагандистов. Систему, построенную на лжи всегда будет корежить от правды, это неизбывно.

Date: 2019-06-05 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] blasted-pukan.livejournal.com
Визжат в основном те, кто в СССР и не жил более 10 лет.

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-06-05 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savushkina55.livejournal.com - Date: 2019-06-06 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-06-05 01:39 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-06-05 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savushkina55.livejournal.com - Date: 2019-06-06 11:43 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-05 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
Боюсь, что нынешние российские сняли бы еще хуже.

Date: 2019-06-05 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
безусловно

Date: 2019-06-05 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] cytherella.livejournal.com
Прекрасная рецензия, посмотрю при случае.

Но не могу согласиться по поводу женщин ученых! У меня бабушка 82 лет доктор физ наук. Или это именно что в ядерщики не брали женщин?

Date: 2019-06-05 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
женщин-физиков, и даже докторов физ наук было много. Но в некоторые области женщин не брали вообще, например, в ядерную физику. В МИФИ официально женщин принимали только на одну специальность/факультет. В физтехе были строгие ограничения, куда могли поступать женщины. Посмотрите фото того времени, посмотрите на руководство курчатника, на атомную физику, на предприятия минсредмаша - нет там женщин, ни одной нет и быть не могло.

(no subject)

From: [identity profile] nick-55.livejournal.com - Date: 2019-06-10 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-06-11 03:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nick-55.livejournal.com - Date: 2019-06-11 11:02 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-05 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] chuchuna.livejournal.com
"Они нас не поняли." А что у них была такая задача? Они делали фильм для себя и для всех, кто любит американский и британский кинематограф. В России снято более десяти фильмов про Чернобыль, там, наверное, про "нас" все правильно, вы их смотрели?
к "Войне и миру" тоже была куча претензий, типа им все равно "нас" не понять, зря стараются, а создатели фильма наверняка меньше всего старались угодить "нам", делали фильм для себя.

Date: 2019-06-05 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
эээ... остальные игорвые фильмы - тот еще шлак. Но это все же ХБО, уровень не тот, да и фильм хороший. Как у Жванцкого, общим видом овладели, теперь подробности не надо упускать. Кстати, британская Война и мир - замечательный, они сделали лучше, чем Бондарчук. Да я уж писала.

(no subject)

From: [identity profile] chuchuna.livejournal.com - Date: 2019-06-05 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] virginian.livejournal.com - Date: 2019-06-05 05:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-06-05 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] excubitus.livejournal.com
Присоединюсь к сказанному выше: это лучшая рецензия. Точно, они не поняли, что это, возможно, были последние 2-3 года, когда автоматчики еще не требовались... И наша жизнь была жутко не кинематографична, Сняли бы они, "как было" - и кто бы стал смотреть все эти планерки, разборы и собрания, бесконечные письма и доклады, и телефонные разговоры, и обсуждения того, что "на самом деле" в курилках и на кухнях...

Date: 2019-06-05 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
спасибо..
супергерой, спасающий мир от Чернобыля - это экшн для кассы, это любой дурак может снять. А вот покажите наше двоемыслие, бюрократию - да, вот задача.

(no subject)

From: [identity profile] chuchuna.livejournal.com - Date: 2019-06-05 03:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-06-05 04:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-06-05 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] jevousparler.livejournal.com
Примерно такие же мысли были. Хотели, но не поняли. Голливудские приемы в данном случае вообще никак не применимы. Как для западного зрителя, возможно в другой подаче им бы не зашло и рейтингов таких не случилось бы. Жаль, если кто-то воспримет фильм буквально. В общем, смешанные чувства от просмотра.

Date: 2019-06-05 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
вот именно. Смешаные чувства.

Date: 2019-06-05 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] sousse.livejournal.com
осталось в конце концов посмотреть этот фильм.
Вы правы, у людей, и узарубежных, и у отечественных - крайне нелепые представления об ушедшем времени

Date: 2019-06-05 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
о! нелепые. Вот слово, которое я искала. Посмотрите фильм, он хороший.

Date: 2019-06-05 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] dr-lamer.livejournal.com
Прочитала этот пост и знаете какой у меня к вам вопрос - а сделайте пост про состояние академической науки в Штатах. Интересно узнать ваше мнение. Что до фильма - я бы его и так не смотрела, и так не посмотрю. :)

Date: 2019-06-05 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
вы же тоже в штатах, и в науке, я вам ничего нового не скажу. Я из науки ушла, и рада очень.

(no subject)

From: [identity profile] dr-lamer.livejournal.com - Date: 2019-06-05 03:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2019-06-05 04:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-06-06 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] skyg74.livejournal.com
А мне понравилось. Очень. Может даже сильнее Игры Престолов в каком смысле. Ихмо, сложно взять ТАКОЙ сюжет, и ТАК втянуть в него аудиторию, чтобы народу было интересно, народу было понятно, да ещё и реалистично

Date: 2019-06-11 03:53 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
да
фильм посмотрело пол-америки.

Date: 2019-06-08 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] jerald.livejournal.com
Подскажите, где его можно качнуть?

Date: 2019-06-15 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] nastusha101.livejournal.com
Посмотрела... тяжело :((

Очень во многое верю, но мне показалось, что с русским "авось" тоже слегка переборщили. На градообразующем предприятии - никто до Легасова не понял толком, что реактор взорван, по причине того, что на АЭС не нашлось нормального дозиметра? Вычеркнутые красной ручкой строчки из инструкции по испытаниям/чрезвычайным ситуациям с ядерным реактором?

Я сама 1973 года рождения. О делении ядер, высвобождении энергии, периоде полураспада, защите от радиации и признаках облучения мне рассказывали в средней школе. Не физмат, а английской. А тут - город имбецилов показан, с 3 классами церковно-приходской школы. Но принятый на работу на АЭС.

А вот в то, что пилили должности, гнали план и тд, и поэтому испытывали ночью перед длинными праздниками, в последний момент - верю. И что проблема была многолетней и всегда замалчивалась - то классика: гром не грянет...

Date: 2019-06-15 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Вот насчет отсутствия дозиметров, перечерканных инструкций и непонятности в первый момент как раз все правда.

Date: 2019-06-16 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] pvn123.livejournal.com
Самый лучший отзыв о фильме из тех , что я читал.

"Не нужны были автоматчики в каждом кадре, угрожающие шахтерам и ликвидаторам. Не нужно, чтобы зловещий начальник КГБ в черных очечках давал Легасову прямые инструкции врать, запихивал его в машину и угрожал ему, заперев в подсобке судебного здания. " - вот если такое в фильме, то я не понимаю, зачем мне его смотреть?

Если я реально знаю как и что было в советское время, то зачем мне смотреть все эти западные имитации и подделки?
"Не было этого, чтобы на каждом шагу в 1986 году "застрелю", "застрелят!", "уже застрелили"." - я даже не представляю, зачем мне смотреть фильм с таким искажением реальности?

Ведь есть в фильме скрупулезно воссозданы все материальные детали быта, все мелочи, но при этом полностью извращена суть, то от этого фильм становится только еще более лживый.
Мы же получили очередное подтверждение того, что западный человек напрочь не понимает русского, россиянина.
Ну и пусть не понимает. Имеет право.
Только мы должны понимать, что мы (россияне) немного другие, что мы мысли по-другому, что каждый должен спокойно идти своей дорогой.

Date: 2019-06-16 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
зачем же мне вас агитировать? не хотите - не смотрите. Фильм хороший, но местами неровный.

Date: 2019-06-18 01:34 am (UTC)
From: [identity profile] uhum-buheev.livejournal.com
Всю эту атомную клюкву смотреть - мазохистом надо быть.
А фильм, получается, хорош тем, что русских не просто выставили злодеями как обычно, но с некоторыми нюансами.
Прослезился.

Profile

experiment8or: (Default)
experiment8or

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415161718 1920
21222324252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 12th, 2026 11:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios