experiment8or: (Default)
[personal profile] experiment8or
Мой муж увлекся Толстым - это он написал этот пост. Пожалуйста, прошу всех приносить свои две копейки в литературную дискуссию.

Как я уже писал, я решил перечитать "Войну и Мир" и взглянуть новыми глазами.

Прочитал первый том и не могу отделаться от ощущения, что Толстой любит всех персонажей, или почти всех. Видно, что он любуется чувствами, мыслями, непосредственностью даже таких людей, как Долохов или Анатоль Курагин. Тем интереснее исключения. Я заметил два.

Первое - Лена Курагина, Элен. Она описана как механизм, холодный, бездушный, расчётливый. А ведь если подумать, то перед нами подросток - тинэйджер, обыкновенная гламурная киса. Или необыкновенная? Почему к такой же гламурной княгине Болконской - любовь и понимание, а к Элен - холодное отчуждение? В чём её отличие от других? Самостоятельность! Она никогда никого ни о чём не просит. "Я всё решу сама и всего добьюсь сама". Я физически ощущаю, как Толстой побаивается её. Не любит он самостоятельных женщин, ох, не любит.

Другой нелюбимый персонаж - Берг. Так и вижу отвращение автора, которое сквозит в каждом предложении, словно брезгливый художник вырисовывает пупырышки на теле мерзкой жабы. Противно, но необходимо для достоверности.

А интересно, почему? Неужели Берг действительно хуже всех? Цитата: "Говорили и про Берга, те, которые не знали его, что он, раненный в правую руку, взял шпагу в левую и пошел вперед."

То есть хорошо про Берга может говорить только тот, кто его не знает. Но ведь Берг действительно в битве под Аустерлицем был ранен в правую руку и продолжал командовать ротой, держа шпагу в левой руке. Продолжал сражаться и не бежал, так за что же такая немилость?

Для сравнения - Николай Ростов: под Шевардином под ним убили лошадь, и он в панике убежал от французов.  Под Аустерлицем бессмысленно носился по полю боя, как ошпареный таракан, причём приказ так и не выполнил. В компании потом бахвалился, как лично порубил сотню французов, так что видевшего, как было на самом деле Андрея Болконского стошнило, и он чуть не застрелил будующего зятя. И как награда за эти "подвиги" - солдатский Георгий и повышение от юнкера до поручика, а это четыре ступени, между прочим. И вот Ростову - благосклонная улыбка создателя, а к Бергу -холодное презрение. Даже о пройдохах Друбецких написано с теплотой. Почему так?

Мне представляется, что не случайно издавались и вошли в сознание "сочинения графа Льва Толстого". Никому не приходит в голову писать о камергере Пушкине, губернаторе Салтыкове-Щедрине, дворянине Тургеневе. Толстой ощущал себя прежде всего графом, аристократом, а для аристократа наибольшее раздражение вызывает выскочка, человек, пробивающийся в аристократию снизу. Если принять эту теорию, то картина проясняется.

Ростовы, Курагины - это свои, им всё можно. Друбецкие выпали из обоймы, стараются вернуться назад - понятна и простительна эта маленькая слабость. Все прочие сидят на своих местах - и ладненько. И только Берг со своей расчётливостью, исполнительностью, трудолюбием, умеренностью и аккуратностью лезет наверх - и нет ему пощады.

Все те качества, что у любого другого человека восхищали бы - вызывают раздражение, как мажоры негодуют при виде пробившегося свои трудом самородка из люмпенской семьи. Опрятен с иголочки - у, проходимец; скромно живёт на зарплату и посылает деньги матери - расчётливый скряга; лучший офицер в полку - карьерист; герой на поле боя - выслуживается, гад.

Так что нелюбовь к Бергу больше говорит о Толстом, чем о Берге.

Date: 2013-01-25 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] hettie-lz.livejournal.com
У нас в школе была очень хорошая учительница литературы. Она это объяснила одной фразой - по Толстому нравственно все, что естественно. Поэтому можно оправдать струсившего Николая Ростова, например. Люди, испытывающие человеческие чувства, не вызывают отвращения. Отвращение вызывают те, кто заменяет чувства холодным расчетом.

Date: 2013-01-25 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Спасибо, но не проходит. Андрей Болконский охвачен тем же стремлением сделать карьеру и для этого он пускает в ход все связи, положение. Пробивается в адьютанты к главнокомандующему, чтобы быть в безопасности и ловить чины и ордена. Даже разгром в Аустерлице вызывает у него только мысль о своём Тулоне. Причём ему не нужна карьера для выживания как Бергу, он уже князь и богач. Понадобилось дать ему по мозгам в буквальном смысле слова, чтобы у него возникло "просветление в уму". И всё равно Болконский - хороший, а Берг - сволочь.

А насчёт того, что естественное - нравственно. Вся цивилизация основана на неестественных нормах поведения и чем выше цивилизованность, тем меньше в ней естественности. Самый наглядный пример естественности - "отморозок". Между естественным желанием и действием у него нет барьера. Не понравился человек - убил, захотел вещь - украл или ограбил, приглянулась девушка - изнасиловал. Вот - идеал нравственности.

Date: 2013-01-25 04:29 am (UTC)
From: [identity profile] hettie-lz.livejournal.com
ну, я Вам дала ответ, а Ваше дело - его игнорировать или нет :))))

Date: 2013-01-25 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
а можно я встряну в собственный журнал?
Я думаю, что именно с этой позиции Толстой и писал. И в конце жизни это содержание полезло наружу - ходил босиком, пахал землю. Опрощался.

Но и с мужем своим я тоже целиком согласна, особенно в вопросах морали.

Date: 2013-01-26 03:04 am (UTC)
From: [identity profile] hettie-lz.livejournal.com
Тогда другая мораль была :)

Date: 2013-01-25 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
не согласна я с вашей учительницей, граф во второй половине жизни был жуткий ханжа, и с естественностью был большой напряг

Date: 2013-01-25 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] hettie-lz.livejournal.com
никто не обязан соглашаться:)))

Date: 2013-01-25 04:30 am (UTC)
From: [identity profile] svechin.livejournal.com
Салтыков никогда не был губернатором. Александр Николаевич, хоть и принимал иногда странные решения, но до таких не опускался.

Date: 2013-01-25 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Спасибо, виноват, запяматовал. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери. И ведь что обидно - всегда знал это, а вот не так давно попадались блоги, где его называли губернатором. Мораль - не читай что попало. Простите, а кто такой Александр Николаевич?
Edited Date: 2013-01-25 04:58 am (UTC)

Date: 2013-01-25 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] svechin.livejournal.com
По-моему, он был председателем казённой палаты с правами вице-губернатора, но тоже могу ошибаться. На редкость вздорный был человек, болезненно вздорный, считающий своим долом ссориться с каждым из губернаторов...
А Александр Николаевич - это государь. Губернаторы имели право ежегодного письменного доклада государю. Вот этого он, видимо, и боялся))

Date: 2013-01-25 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Он был председателем палаты в Пензе, Туле и Рязани, но это после вице-губернаторства. Насчёт человека не знаю, а вот писатель был гениальный, другого такого не было и нет.

Date: 2013-01-25 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] svechin.livejournal.com
Конечно, гениальный! Такого не было больше, и не будет никогда. И очень печалит, что он такой злободневный, как будто пишет о современной России. А уж Дыба и Удав - это точно Бастрыкин с Колесниковым))
Человек же он действительно был тяжёлый, но так бывает и его не принижает ничуть.

Date: 2013-01-25 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Грустно.

Date: 2013-01-25 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
Элен он точно не любил по Фрейду. Какой-то негативный опыт сказался. Граф до самой женитьбы достопочтенным поведением не отличался, видимо где-то коса на камень нашла.
Берга помню плохо, а в детстве мне не понравился Долохов (видимо, тоже по Фрейду).

Date: 2013-01-25 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Точно, боялся он таких женщин. А на ком он обжёгся или может это врождённое, мы никогда не узнаем. Но ведь какая глыба, матёрый человечище. Создал такую героиню, что сам испугался, а мы через сто лет обсуждаем и спорим.

Date: 2013-01-25 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] honestlil.livejournal.com
Первоисточник не читала и не буду, но предположение Вашего мужа интуитивно воспринимается как очень близкое к истине. в любом случае, еобычайно интересно.
P.S. "Бегство из рая" Басинского читала так, как, наверное, люди читают детективы - захватывающе, и каждый следующий поворот сюжета непредсказуем. Вот что такое летопись мудачества.
Горячо рекомендую.

Date: 2013-01-25 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
А Вы знаете, Толстой очень хорошо пишет. Читается очень легко и с удовольствием. Конечно, школа прививает отвращение, но сейчас как свободный человек читаю с наслаждением.

Date: 2013-01-26 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
камергер Пушкин???

Date: 2013-01-26 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
действительно, Пушкин стал камергером перед смертью. Но нигде никогда не было "сочинений камергера Пушкина". И в голову не придет.

Date: 2013-01-26 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
Вы ошибаетесь. Впрочем, не Вы первый: http://exlibris.ng.ru/kafedra/2010-12-16/4_execution.html

Date: 2013-01-27 01:49 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
Я не знаю. Одни пишут одно, другие - другое. http://papa-gen.livejournal.com/425058.html

Date: 2013-01-27 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
ну извините, как говорится, no comment

Date: 2013-01-27 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
а можно я встряну в свой собственный журнал? Пушкин был камер-юнкером, и не более того.

Date: 2013-01-27 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
thanks Captain

Profile

experiment8or: (Default)
experiment8or

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415161718 1920
21222324252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 13th, 2026 11:47 am
Powered by Dreamwidth Studios